Раздел PANEL
Перейдя в этот раздел, мы попадаем в так называемую FOP (Flash operator panel). Она служит для визуального контроля и управления нашей АТС. Правда для того, чтобы панель корректно функционировала, необходимо наличие в браузере свежей поддержки Macromedia Flash. Панель состоит из трех областей: Extensions, Queuses и Trunks. В каждой из них перечислены созданные нами на этапе настройки номера, очереди и междугородние соединения. Если перетащить значок телефона из одного номера на другой – будут инициировано соединение между двумя этими номерами, также можно управлять и внешними соединениями, операторами обслуживающими очереди и др. Причем все это визуально! Также на иконках соединений присутствует значок конверта, если абонент имеет непрочитанные голосовые сообщения.
Раздел RECORDINGS
Перейдя в этот раздел и введя в поля login и password телефонный номер и пароль, можно попасть в так называемый ARI (Asterisk Recording Interface).
Voicemail – позволяет из веб интерфейса прослушивать и управлять поступившими голосовыми сообщениями;
Call monitor – раздел позволяет просмотреть все входящие/исходящие звонки совершенные данным номером.
Help – полезный раздел. В нем перечислены специальные коды для доступа к различным функциям АТС.
Settings - Этот раздел позволяет менять общие настройки для конкретного номера, основными из которых являются запись всех разговоров в файлы и пересылка полученных голосовых сообщений по почте.
Features Codes - управляющий коды
Follow Me - настройки перенаправления звонков на другие номера
Logout - Выход
Voicemail – позволяет из веб интерфейса прослушивать и управлять поступившими голосовыми сообщениями;
Call monitor – раздел позволяет просмотреть все входящие/исходящие звонки совершенные данным номером.
Help – полезный раздел. В нем перечислены специальные коды для доступа к различным функциям АТС.
Settings - Этот раздел позволяет менять общие настройки для конкретного номера, основными из которых являются запись всех разговоров в файлы и пересылка полученных голосовых сообщений по почте.
Features Codes - управляющий коды
Follow Me - настройки перенаправления звонков на другие номера
Logout - Выход
ниже приведен пример, наличия голосовой почты пользователя USER1 (SIP 1001), справа напротив каждого сообщения есть функция Play, позволяющая проигрывать сообщения.
По материалам сайта http://www.voiceip.com.ua
4. FreePBX на Trixbox
Данная статья будет посвящена FreePBX – утилите, предназначенной для удобного конфигурирования Asterisk. В принципе, никто не заставляет пользоваться ею, можно осуществлять все настройки непосредственно в файлах конфигурации, но для тех, кому Asterisk в новинку – это будет просто идеальное решение. В подавляющем большинстве вы будите работать именно во FreePBX при настройке внутренних номеров, входящих/исходящий линий, IVR (Interactive Voice Response) и т.п.
Вот как FreePBX выглядит непосредственно после установки системы:
Как видите, функционал ещё не слишком богат, но уже сейчас можно сделать мини-АТС с набором простейших функций. Стартовая страница в основном выполняет информационную функцию, рассказывая нам о различных параметрах как системы в целом, так и Asteriska в частности. Левая часть экрана состоит из двух вкладок: «Setup» и «Tools». Как нетрудно догадаться, «Setup» предназначена для различного конфигурирования Asteriska, а «Tools» - это различные вспомогательные утилиты. Верхнее меню состоит из вкладок «Admin» – собственно конфигурирование Asterisk, «Reports» - информация о всех совершённых звонках в системе, «Panel» (FOP) - это опять та же панель для управления звонками в системе, «Recordings» - управление записями разговоров, «Help» - переход на сайт разработчиков.
Прежде всего рекомендую зайти во вкладку «Module Admin» - управление доступными модулями для Asterisk-а и FreePBX.
Не так уж и много моделей установлено в системе на этот момент. Поэтому рекомендую провести обновление уже установленных, а так же установить ещё некоторое количество новых модулей. Для этого необходимо нажать на ссылку в верхней части рабочей области «Check for updates». После этого система сообщит, какие из уже установленных модулей нуждаются в обновлении, а какие можно установить дополнительно:
В новой версии TrixBox 2.6.2.2, это меню дополнено модулями
В принципе, большинство неустановленных модулей имеют краткое описание, которое даёт вводную информацию об их предназначении. Если вы хотите установить все дополнительные приложения, а так же обновить все уже установленные, то для этого просто можно нажать на две ссылочки: «Download all» и «Upgrade all». При этом система сама отметит все необходимые пакеты и предложит нам их скачать и установить. Но настоятельно рекомендую не торопиться и убрать установку с таких продуктов, как «Zork» - зачем нам игрушки на рабочей станции, а так же с «Speed dial functions» и «PHP AGI config» - для их установки требуется наличие в системе других программ, система вам не позволит их установить, пока не будут установлены они. Вы просто их доставите потом, следующим этапом.
После того, как выбраны интересующие нас приложения, просто нажимаем кнопку «Process». Система попросит подтверждения наших действий:
И после нажатия кнопки «Confirm» начнётся загрузка и установка обновлений и дополнительных модулей. При этом рабочая область броузера потемнеет и на переднем фоне в оранжевом квадратике будет отображаться процесс установки приложений:
По окончании загрузки и установки приложений, необходимо будет сделать одну очень важную вещь: указать системе, чтобы она приняла все эти изменения. Для этого в верхней части рабочей области появляется такая оранжевая полоска с надписью «Apply Configuration Changes».
Это необходимо делать каждый раз, как вы производите любые изменения в системе. Система попросит подтверждения ваших действий, а потом, в случае утвердительного ответа, на время внесения изменений и перегрузки Asterisk-a, всё в том же оранжевом квадрате будет сидеть прикольная жабка, ловить и жевать непонятно откуда взявшуюся муху (-:
После того, как жабка наестся и система примет все наши изменения, то несколько поменяется наполнение вкладок «Setup» и «Tools» в левой части рабочей области:
Как видите, возможный функционал нашей системы значительно расширился: от важных и интересных способностей, таких как IVR, FollowMe, до приятных мелочей, на подобие ssh-клиента и irc-клиента (-:
Теперь предлагаю создать парочку пользователей в нашей мини-АТС. Для этого выпираем пункт «Extensions» в левой панели.
Система предлагает выбрать протокол, по которому подключается наш клиент. Ради чистоты эксперимента, давайте добавим одного SIP-пользователя и одного IAX-пользователя. Для это выбираем «Generic IAX2 device» и нажимаем кнопку «Submit». Следующее рабочее окно позволяет нам ввести различные настройки:
Нас же на данном этапе просто интересует создание пользователя, чтобы он смог получить доступ для нашей мини-АТС. Для этого необходимо заполнить всего 3 поля:User Extension – это, собственно, внутренний номер абонента, например «100»;
Display name – как он у нас будет отображаться, пусть так же – «100»;
Secret – пароль для доступа к системе, находится в секции «Device options». Так как у нас учебная система, то пусть пароль будет тоже «100».
После того, как заполнены эти поля, нажимаем кнопку «Submit». Новый абонент добавлен в систему, но необходимо так же заставить систему внести изменения. Для этого не забываем нажимать на оранжевую кнопку «Apply Configuration Changes» в верхней части экрана. Всё, один пользователь добавлен.
Теперь добавим SIP-абонента. Для этого во вкладке «Extensions» выбираем добавление «Generic SIP device»:
Здесь нам тоже необходимо заполнить всё те же 3 поля:
User Extension» - пусть будет «101»,
«Display name» - «101»,
«Secret» - «101».
«Display name» - «101»,
«Secret» - «101».
Другими словами, мы создали ещё одного абонента с внутренним номером «101», который может подключиться к нашей мини-АТС по SIP протоколу, будь-то аппаратный телефон или программный.
Теперь только осталось внести данные настройки в программные телефоны и звонить друг другу через нашу мини-АТС (-: как настроить программные телефоны, рассказано в соответствующем разделе. Стоит заметить, что в качестве сервера телефонии необходимо указывать адрес нашей системы, а ID и Pin – соответственно «User Extension» и «Secret». Необходимое количество внутренних абонентов добавляется подобным образом.
5. Trunks в Trixbox
В этой статье я расскажу, как осуществить соединение нашей пока ещё несильно функциональной мини-АТС на базе Asterisk с внешним миром. Иными словами, любой внутренний абонент сможет осуществлять международные звонки.
Первое, что необходимо сделать, - это добавить Trunk. Trunk – это своеобразный канал с сервером IP-телефонии, все звонки идут через него. Для добавления, необходимо в левой части экрана выбрать соответствующий пункт меню.
Как видим система предлагает нам несколько типов транков:
Zap – это канал между Asterisk-ом и драйвером устройства Zaptel, который обеспечивает работу с устройствами для подключения к ТфСОП.
SIP – наиболее распространённый протокол IP-телефонии, к тому же стандартизированный. На нем работает много программных телефонов и подавляющее большинство аппаратных.
IAX – протокол, разработанный компанией Digium специально для работы с Asterisk-ом. Наилучший вариант для подключения одной системы на основе Asterisk к другой. Во-первых, серверы будут общаться на более понятном им протоколе, а во-вторых, обычно сервера IP-телефонии располагаются за фаерволами, а правила, разрешающие работу IP-телефонии по протоколу IAX, значительно проще, чем при использовании SIP. Поэтому смело выбираем «Add IAX2 Trunk»
На этой вкладке следует внести некоторые изменения.
Секция «Outgoing Setting»:
Trunk name: любое название, например «Test»
Host: адрес одного из наших серверов, европейского или американского.
Username: здесь необходимо вводить ID.
Password: PinCode для доступа к нашему серверу.
Trunk name: любое название, например «Test»
Host: адрес одного из наших серверов, европейского или американского.
Username: здесь необходимо вводить ID.
Password: PinCode для доступа к нашему серверу.
В данный момент я буду использовать «ID» и «PinCode» для совершения тестового звонка.
После всех этих манипуляций, у вас должно получиться нечто подобное:
Обращаю ваше внимание ещё на один параметр: Maximum channels. При создании уже боевой системы, следует установить количество одновременно возможных звонков через данный Trunk. В тестовом режиме это необязательно, т.к. система всё равно не разрешит совершать одновременно несколько звонков.
После этого нажимаем кнопку «Submit Changes». После внесения изменений, не забываем нажать оранжевую кнопку в верхней части экрана «Apply Configuration Changes», чтобы наши изменения вступили в силу. На этом с Trunk закончим.
Теперь необходимо создать исходящее соединение, через которое система, в соответствии с определёнными правилами, будет совершать звонки. Для этого в левой части экрана выбираем пункт меню «Outbound routes» Здесь необходимо дать название соединению «Route Name» - test_out, как вариант. Следующее важное поле – «Dial Plans». В принципе, созданию диал-планов можно посвятить отдельную статью, но тут только скажу следующее: когда наш абонент набирает на телефоне какой-то номер, то система сравнивает его со всеми существующими диал-планами, и при совпадении осуществляет звонок, используя исходящее соединение, под диал-план которого подходит набранный номер. Так как в тестовом режиме выбор номеров невелик, то в это поле вводим только 440 и 441, каждый номер на своей строке.
Теперь нам осталось выбрать, какой транк будет использовать это соединение. Для этого в «Trunk Sequence» выбираем ранее созданный нами транк – IAX2/test.
После всех этих махинаций нажимаем «Submit Changes» и «Apply Configuration Changes». В принципе, наша система готова для совершения звонков, но только с одной оговоркой: по ограниченному набору номеров (-: Для того, чтобы совершать реальные международные звонки, вам необходим будет работающий аккаунт с некоторым количеством денюшек.
Если вы после этого в своём программном телефоне наберёте номер 440 или 441, то вы прослушаете баланс тестового аккаунта или эхо-тест соответственно. На панели оператора это будет выглядеть следующим образом:
Как видно из рисунка, внутренний абонент «100» осуществляет эхо тест, подключившись к внешнему серверу.
Здесь я приведу некоторые уже настроенные коды в системе:
Номер в черный список | *30 |
Последний номер в черный список | *32 |
Удалить номер из черно списка | *31 |
Услуга перенаправления входящих вызовов на другой номер | *72 |
Выключение услуги перенаправления вызовов. | *73 |
Предложение о переводе звонков - Деактивировать для всех | *74 |
Включение перенаправления вызова, если абонент занят | *90 |
Выключение перенаправления вызова, если абонент занят | *91 |
Предложение о переводе звонков при состоянии Занято - Деактивировать | *92 |
Перевод звонков при состоянии Не отвечен/Не доступен - активировать | *52 |
Перевод звонков при состоянии Не отвечен/Не доступен - Деактивировать | *53 |
Включение услуги «ожидание звонка». Если вы разговариваете с кем-нибудь, то при включенной услуге позвонивший вам другой абонент вместо сигнала занято будет слышать длинные гудки, вам поступит уведомление, что есть еще один входящий звонок. | *70 |
Выключение услуги «ожидание звонка» | *71 |
Общий для всех - Перехват звонка | *8 |
Канал для прослушивания | 555 |
Этот номер позволяет протестировать факс-аппарат | 666 |
Прямой перехват звонка | ** |
Перевод звонка с уведомлением | *2 |
Перевод звонка без уведомления | ## |
Разъединить линию во время разговора | ** |
Включить запись разговора во время звонка | *1 |
Симуляция входного звонка | 7777 |
Разлогиниться пользователю | *12 |
Залогиниться пользователю | *11 |
ZapBarge Прослушивание разговора, ведущегося на заданном Zap канале | 888 |
Надиктовка сообщения в электронную почту | *35 |
Начать диктовку | *34 |
Активировать режим Не беспокоить | *78 |
Деактивировать режим Не беспокоить | *79 |
Переключить режим Не беспокоить | *76 |
Переключение Найти меня тут | *21 |
Трассировка звонка | *69 |
Сервис директорий | # |
Эхо тест | *43 |
Ваш внутренний номер | *65 |
Говорящие часы | *60 |
Телефонная книга по имени | 411 |
Проверить запись | *99 |
Сохранить запись | *77 |
Установить быстрый набор пользователю | *75 |
Префикс быстрого набора | *0 |
Набрать номер голосовой почты | *98 |
Моя голосовая почта |
Управлять Включением/Отключением этих сервисных кодов Вы можете в Меню Setup - Features Codes
Комментариев нет:
Отправить комментарий