среда, 12 января 2011 г.

Обзор и инструкция по FreePBX

FreePBX

Данная статья будет посвящена FreePBX – утилите, предназначенной для удобного конфигурирования Asterisk. В принципе, никто не заставляет пользоваться ею, можно осуществлять все настройки непосредственно в файлах конфигурации, но для тех, кому Asterisk в новинку – это будет просто идеальное решение. В подавляющем большинстве вы будите работать именно во FreePBX при настройке внутренних номеров, входящих/исходящий линий, IVR (Interactive Voice Response) и т.п.
Вот как FreePBX выглядит непосредственно после установки системы:
FreePBX: start page
Как видите, функционал ещё не слишком богат, но уже сейчас можно сделать мини-АТС с набором простейших функций. Стартовая страница в основном выполняет информационную функцию, рассказывая нам о различных параметрах как системы в целом, так и Asteriska в частности. Левая часть экрана состоит из двух вкладок: «Setup» и «Tools». Как нетрудно догадаться, «Setup» предназначена для различного конфигурирования Asteriska, а «Tools» - это различные вспомогательные утилиты. Верхнее меню состоит из вкладок «Admin» – собственно конфигурирование Asterisk, «Reports» - информация о всех совершённых звонках в системе, «Panel» (FOP) - это опять та же панель для управления звонками в системе, «Recordings» - управление записями разговоров, «Help» - переход на сайт разработчиков.
Прежде всего рекомендую зайти во вкладку «Module Admin» - управление доступными модулями для Asterisk-а и FreePBX.
FreePBX: module admin
Не так уж и много моделей установлено в системе на этот момент. Поэтому рекомендую провести обновление уже установленных, а так же установить ещё некоторое количество новых модулей. Для этого необходимо нажать на ссылку в верхней части рабочей области «Check for updates». После этого система сообщит, какие из уже установленных модулей нуждаются в обновлении, а какие можно установить дополнительно:
FreePBX: module admin
В принципе, большинство неустановленных модулей имеют краткое описание, которое даёт вводную информацию об их предназначении. Если вы хотите установить все дополнительные приложения, а так же обновить все уже установленные, то для этого просто можно нажать на две ссылочки: «Download all» и «Upgrade all». При этом система сама отметит все необходимые пакеты и предложит нам их скачать и установить. Но настоятельно рекомендую не торопиться и убрать установку с таких продуктов, как «Zork» - зачем нам игрушки на рабочей станции, а так же с «Speed dial functions» и «PHP AGI config» - для их установки требуется наличие в системе других программ, система вам не позволит их установить, пока не будут установлены они. Вы просто их доставите потом, следующим этапом.
После того, как выбраны интересующие нас приложения, просто нажимаем кнопку «Process». Система попросит подтверждения наших действий:
Cofirm
И после нажатия кнопки «Confirm» начнётся загрузка и установка обновлений и дополнительных модулей. При этом рабочая область броузера потемнеет и на переднем фоне в оранжевом квадратике будет отображаться процесс установки приложений:

FreePBX download and install
По окончании загрузки и установки приложений, необходимо будет сделать одну очень важную вещь: указать системе, чтобы она приняла все эти изменения. Для этого в верхней части рабочей области появляется такая оранжевая полоска с надписью «Apply Configuration Changes».
FreePBX: Apply changes
Это необходимо делать каждый раз, как вы производите любые изменения в системе. Система попросит подтверждения ваших действий, а потом, в случае утвердительного ответа, на время внесения изменений и перегрузки Asterisk-a, всё в том же оранжевом квадрате будет сидеть прикольная жабка, ловить и жевать непонятно откуда взявшуюся муху (-:
FreePBX: Apply changes
После того, как жабка наестся и система примет все наши изменения, то несколько поменяется наполнение вкладок «Setup» и «Tools» в левой части рабочей области:
Updated FreePBX
Как видите, возможный функционал нашей системы значительно расширился: от важных и интересных способностей, таких как IVR, FollowMe, до приятных мелочей, на подобие ssh-клиента и irc-клиента (-:
Теперь предлагаю создать парочку пользователей в нашей мини-АТС. Для этого выпираем пункт «Extensions» в левой панели.
Add an Extension
Система предлагает выбрать протокол, по которому подключается наш клиент. Ради чистоты эксперимента, давайте добавим одного SIP-пользователя и одного IAX-пользователя. Для это выбираем «Generic IAX2 device» и нажимаем кнопку «Submit». Следующее рабочее окно позволяет нам ввести различные настройки:
FreePBX: add IAX2P extension
Нас же на данном этапе просто интересует создание пользователя, чтобы он смог получить доступ для нашей мини-АТС. Для этого необходимо заполнить всего 3 поля:
User Extension – это, собственно, внутренний номер абонента, например «100»;
Display name – как он у нас будет отображаться, пусть так же – «100»;
Secret – пароль для доступа к системе, находится в секции «Device options». Так как у нас учебная система, то пусть пароль будет тоже «100».
После того, как заполнены эти поля, нажимаем кнопку «Submit». Новый абонент добавлен в систему, но необходимо так же заставить систему внести изменения. Для этого не забываем нажимать на оранжевую кнопку «Apply Configuration Changes» в верхней части экрана. Всё, один пользователь добавлен.
Теперь добавим SIP-абонента. Для этого во вкладке «Extensions» выбираем добавление «Generic SIP device»:
FreePBX: add SIP extension
Здесь нам тоже необходимо заполнить всё те же 3 поля:
User Extension» - пусть будет «101»,
«Display name» - «101»,
«Secret» - «101».
Другими словами, мы создали ещё одного абонента с внутренним номером «101», который может подключиться к нашей мини-АТС по SIP протоколу, будь-то аппаратный телефон или программный.
Теперь только осталось внести данные настройки в программные телефоны и звонить друг другу через нашу мини-АТС (-: как настроить программные телефоны, рассказано в соответствующем разделе. Стоит заметить, что в качестве сервера телефонии необходимо указывать адрес нашей системы, а ID и Pin – соответственно «User Extension» и «Secret». Необходимое количество внутренних абонентов добавляется подобным образом.
В следующий раз я расскажу, как подключить нашу систему к серверу IP-телефонии, чтобы внутренние абоненты могли совершать международные звонки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий